"Была на фронте Великой отечественной..."

БЫЛА НА ФРОНТЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - Названием этой статьи стала запись в расчётной книжке моей дальней родственницы, к сожалению уже покойной, Челышевой Александры Васильевны. Так случилось, что одной из первых в Ленинграде встретила меня эта женщина, троюродная сестра моей мамы. Вызывали восторг и её высокая культура, и правильная речь, и умение банальное чаепитие превратить в волшебную церемонию, а пирог – в драгоценный подарок. Шли годы, мы знакомились всё ближе. И вот настал тот час, когда тётя Шура впервые рассказала мне о своём участии в Великой отечественной войне. В дальнейшем при любом удобном случае я старалась продолжить этот разговор, а потом обязательно рассказывала о нём своим, уже порастающим сыновьям…
«На фронте я, Шурочка Старченкова (это моя девичья фамилия), оказалась почти с первого дня Великой Отечественной. Туда я попала из посёлка Песочный Сестрорецкого района, где наша большая семья жила до войны. Кажется удивительным, но к началу войны я уже имела серьёзный опыт работы с раненными бойцами. Мне довелось выхаживать наших солдат во время финской компании 1940 года, поскольку как раз к её началу я окончила фельдшерскую школу. 
А родилась я 24 апреля 1921 года в Калининской области, в Ленинград меня привезли младенцем, поэтому я считаю его своим родным городом. Счастливые детство и юность пролетели незаметно… Начались суровые сороковые.
С первых дней войны в Сертолово сформирована 21 танковая дивизия, я в самый первый день была направлена туда в медсанбат. Дивизия воевала в западном направлении, под Выборгом. 
Мы отступали, в 1942 году попали под расформирование, из дивизии было сформировано несколько бригад. Я попала в 168 танковую бригаду, которая была направлена на Юго-Западный фронт. 
Судьба бросала в разные места и ситуации. Были и ранения и контузии. Там же, на фронте, я и Коленьку своего встретила! Суждено мне было прожить в браке с Челышевым Николаем Фёдоровичем долго и счастливо. 
Но были на войне и другие судьбоносные встречи. Так однажды пришлось разговаривать с командующим фронтом Ерёменко Андреем Ивановичем, он запомнил маленькую и смелую девочку, которая отрапортовалась как военфельдшер. Позже, когда мне довелось осуществить свою мечту и выстрелить из танкового орудия, при этом точно поразив цель, Ерёменко стал свидетелем этого события. Удивился, что я так хорошо знакома с танком, но ещё больше удивился, когда я начала «выпрашивать» … танк. Объяснила я это тем, что в танковом бою вынести раненого с поля боя очень сложно. А вот с лёгким танком… Через некоторое время приказ: назначить военфелдшера Старченкову Александру Васильевну командиром танка. Мне дали лёгкий танк М-3L. Его экипаж: заряжающий, механик-водитель, башенный стрелок и командир. Мы были полностью боевым экипажем, при необходимости стреляли. Но основным нашим делом было возить с поля боя раненых. 
Когда кто-то рассказывает сколько он раненых вынес или фашистов подстрелил, я смеюсь… В бою об этом не думаешь, там каждая секунда дорога, внимание сосредоточено только на своём деле. Какие могут быть подсчёты!...» 
Однажды к Александре Васильевне обратились корреспонденты районной газеты. Беседа длилась не один час… Конечно, на газетные страницы никогда не поместится всё, что хранится в памяти. После этой встречи тётя Шура сказала: «Хватит сидеть без дела, начинаю писать мемуары!» 

Зам.директора по ВР ГБОУ СОШ №296 И.Н.Рудная


3 комментария:

  1. Здравствуйте, меня зовут Цветков Алексей Михайлович г. Комсомольск-на-Амуре, был бы рад пообщаться с родственниками или теми кто знал Челышева Николая Фёдоровича, так как являюсь его дальним родственником, и наслышан о нем от своей бабушки Цветковой Розы Фёдоровны в девичестве Челышевой. aleksei-c@mail.ru

    ОтветитьУдалить
  2. У меня есть несколько фотографий Николая Федоровича. Он в былые времена с моим отцом частенько были на рыбалке.

    ОтветитьУдалить